10 вещей в "Унесенных Призраками", которые могут понять только японцы

Разбираемся в самых японских смыслах известного фильма

 

Унесенные Призраками - это не только самый известный и популярный фильм Хаяо Миядзаки и студии Гибли - его также можно назвать самым насыщенным и многослойным. Эта сказка, вдохновленная приключениями Алисы в Стране Чудес, пропитана японской мифологией и синтоистскими традициями, и оттого сложно заметить все отсылки и смыслы даже после нескольких просмотров.

Сам Миядзаки придает большое значение моральному и философскому значению уроков, преподаваемых синтоизмом, и передает эти уроки своей аудитории через свои фильмы. Японским фанатам, которые выросли с очевидно большим знанием синтоизма, чем мы, гораздо проще рассмотреть мельчайшие детали этого фильма, поэтому мы тоже попробуем в них разобраться.

 

10. Купальня создана под вдохновением от Тайваньского города Джиуфен

 

 

Это вроде бы такая мелочь, но она отлично демонстрирует готовность Миядзаки искать вдохновение в других культурах, а не рассматривать его философию как замкнутый японский цикл. Джиуфен - это небольшой туристический городок на севере Тайваня, увенчанный огромной и красивой старой чайной.

Архитектура этого чайного дома использовалась в качестве эстетического вдохновения для купальни в Унесенных Призраками. Именно его использовал Миядзаки для создания одного из самых замысловатых декораций во всей анимации.

 

9. Кашира - куклы Дарума

 

 

Вы можете помнить три странные зеленые головы, которые следуют за ведьмой Юбабой и подчиняются ей. Эти каширы созданы по образцу японских кукол Дарума. Дарума - это традиционные деревянные куклы размером с кулак, окрашенные в красный цвет, схематично изображающие человека без рук и ног.

 

 

Этим человеком был Бодхидхарма, буддийский монах, положивший начало дзен-буддийской традиции Японии. Говорили, что он медитировал девять лет, пока его руки и ноги не отвалились от атрофии. Куклы Дарума - это предметы для желаний: когда покупаешь такую, нужно загадать желание, а затем глаз куклы раскрасить черной ручкой. Когда  желание сбывается, нужно раскрасить и второй глаз.

 

8. Использование японской концепции «Ма» (пустое пространство)

 

 

Во многих видах традиционной японской живописи большое значение придается использованию неокрашенного белого пустого пространства на холсте. В типичном европейском искусстве каждый сантиметр холста обычно плотно покрыт краской, но японское искусство не меньше ценит и пустое пространство (или ма), которое дает искусству больше воздуха - возможность дышать и находить равновесие.

То же самое происходит и в Унесенных Призраками. Миядзаки размещает такие моменты тихого уединения, рефлексии или простого покоя на протяжении всей истории, чтобы разбавить интенсивность действий и экшена. Эти моменты ма - передышка, вдохновленная традиционными японскими художниками, а также они помогают зрителям оценить дизайн и художественность фильма.

 

7. Акцент на уважении к старшим

 

 

Западным зрителям очень легко разочароваться в некоторых сценах Унесенных Призраками, особенно в первые десять минут, когда Тихиро - сообразительная, осторожная и уверенная девочка - вынуждена молчать и подчиняться воле взрослых. Ее родители жадные, и она предупреждает их об их жадности, но безрезультатно. Они поступают по-своему, несмотря на ее страхи и расстройства. Взрослые в купальне относятся к ней так же, заставляя ее вести себя как рабыня.

Япония придает большое значение возрастной иерархии, которая заложена в самом языке нации: нужно повиноваться и проявлять уважение к старшим, даже если не считаешь, что они правы. Можно сказать, что Миядзаки борется против этой традиции, показывая взрослых как наивных и глупых персонажей, в то время как Тихиро - та, кто находит решения и видит, что упускают другие.

 

6. Синтоистские боги живут во всем

 

 

Целый зверинец из персонажей и существ, которые пробираются через купальню, самых разнообразных по своему дизайну, являются ками (японскими богами) того или иного рода. Ками синтоизма, подобно пантеону греческих богов, воплощают все - от деревьев до существ, от воды до воздуха, каждая природная вещь на Земле имеет своего собственного бога или духа-хранителя.

Мы видим, как эти духи очищаются в ходе истории Унесенных Призраками. Это просто невероятно - взять концепцию богов, населяющих все вокруг, и придумать их внешний вид, чтобы отразить это. Фантазия, демонстрируемая в этом фильме, не имеет равных.

 

5. Синтоистские боги традиционно купались в деревенских банях

 

 

Причина, по которой так много внимания уделяется купальне, двояка: во-первых, смысл в "загрязнениях", вызванных человечеством, а во-вторых, в традиционной практике сельских жителей Японии, которые приглашают местных духов купаться в деревенских банях.

Купание имеет удивительно богатую историю и имеет большое культурное значение в Японии, так как многие горные деревни имеют свои собственные онсэн (горячие источники). Поэтому, проявляя доброту и гостеприимство, жители деревень обычно приглашали местных богов и духов принимать у них ванны (естественно, богам тоже нужно содержать себя в чистоте). Купальня здесь, в Унесенных Призраками, является продолжением этой философии.

 

4. Загрязнения человечества

 

 

Здесь мы подходим к главной теме Унесенных Призраками, которая на самом деле не уникальна для этого фильма и может быть найдена во многих работах Миядзаки (наиболее эффектно в «Принцессе Мононоке»). Твердо веря в добро и силу синтоистской веры (восхваление, уважение и гармония с миром природы), Миядзаки часто впадает в отчаяние по поводу состояния современного мира: истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и окружающей среды. Человечество загрязняет все вокруг самого себя.

Это наиболее ясно выражено в сцене, где Тихиро очищает духа реки, удаляя из него весь человеческий мусор и отходы, которые загрязнили и испортили его.

 

3. Безликий воплощает синтоистскую мораль

 

 

Синтоизм, как и буддизм и даосизм, очень сильно отличается от монотеистических религий иудаизма, христианства и ислама. Это делает более тонким акцент на действиях и последствиях этих действий. В синтоизме гораздо меньше внимания уделяется страху перед плохими поступками, за которые ты мог бы попасть в ад - вместо этого он поощряет быть альтруистом на Земле ради Земли.

Безликий буквально воплощает эту синтоистскую мораль, когда он, как ребенок, учится быть добрее, менее скупым и жадным, более терпеливым и понимающим. Он учится у Тихиро и в результате становится более «человечным».

 

2. Врата Тории представляют мир синтоистских богов

 

 

Тории - это большие красные деревянные (или просто каменные) врата, которые расположены перед святынями, храмами или святой землей. Они служат знаком того, что посетители собираются войти в место, где живут духи, в место, где можно поблагодарить и проявить уважение к ками природного мира. В Унесенных Призраками используется мотив Тории, чтобы подсказать зрителям, что происходит, когда Тихиро проходит под ними по пути в купальню и мир духов.

Эти красные ворота могут не иметь особого смысла для той части западной аудитории, что не интересовалась японскими традициями, но понимание того, что они собой на самом деле представляют, означает, что вы готовитесь к тому, что за ними точно будет происходить что-то волшебное.

 

1. Утеря синтоистских принципов в современной жизни

 

 

Это следует из представления фильма о загрязнении человечества. Миядзаки показывает нам не только то, что человечество своими действиями испортило и загрязнило мир природы. Люди и сами сбились с пути - вот, что является основной причиной.

Он считает, что недостаток внимания к синтоистическим порядкам привел нас на капиталистический путь - разрывать Землю и отравлять ее воды. Все это мы видим в Унесенных Призраками, когда узнаем, что Хаку на самом деле был духом реки Кохаку, которая высохла и была вымощена людьми за последнее столетие. Когда Хаку вспоминает, кем он является, Миядзаки призывает человечество вспомнить, что делает для нас мир природы, что мы ему многим ему должны и как мы виноваты перед ним.

Возможно Вам понравится и это:

5 недооцененных аниме-новинок 2021

Весенний сезон принес много хороших аниме, и среди них остались незамеченными несколько заслуживающих внимания тайтлов!

10 аниме с лучшим дизайном персонажей

Половина смысла рассказывать историю через аниме - это демонстрировать выразительный и яркий дизайн персонажей

9 аниме о борьбе с депрессией

Несмотря на стигматизацию депрессии, эти аниме с сочувствием и остроумием рассказывают о психическом здоровье

15 самых сильных глаз в аниме

Некоторые из самых крутых способностей в аниме - это глаза. Вот 15 способностей, связанных с глазами, которые мы все хотели бы иметь

Как греческая мифология и японский фольклор вдохновили Sailor Moon

Не самая известная история создания одного из самых культовых аниме всех времен.

Platinum End: первый трейлер аниме от создателей Death Note

Смотрим трейлер Platinum End, нового аниме от создателей Death Note и режиссера Jojo's Bizarre Adventure

Мы принимаем к оплате: